Сегодня нередко можно услышать по российскому телевидению критику в адрес либеральных идей Запада. Любые проявления человеческой натуры на Западе, в виде различных извращений, нетрадиционных ориентаций и т.п. вызывают резкую критику с отнесением данного расстройства поведения человека к развитию либеральных идей и взглядов.
Но разве либеральные идеи принесли в наше общество только это, защиты всяких меньшинств. И правы ли те, кто так осуждают либерализм, что уже многие либеральные идеи воспринимают как извращенные.
На самом деле идеи либерализма дали возможность Европе вырваться вперед в своем развитии, потому что поставили интересы отдельного человека на первое место.
На заре возникновения либерализма, как философского и общественно-политического течения, сущность его состояла, прежде всего, в верховенстве закона в обществе, участия всех граждан в решении государственных дел, всеобщем избирательном праве, самостоятельности местного управления, равноправии женщин, появлении суда присяжных, равномерного распределения налогов, свободы слова, собраний и совести.
Истоки идей зародились в городах-полисах Древней Греции. Верховная власть в таких городах осуществляло Народное собрание, которое состояло в основном из полноправных граждан.
Народное собрание управляло полисом совместно с Советом и должностными лицами, избираемыми на конкретный период, обычно на год. За исключением небольшого количества технических чиновников, государственного аппарата не существовало. На одну и ту же должность, как правило, не переизбирались повторно. В конце срока своей деятельности должностные лица делали отчет Народному собранию или его органам.
Главное значение Народного собрания и Совета - это право участия древних греков в управлении всего гражданского коллектива, государственное управление рассматривалось как одно из важнейших прав граждан.
В Европе многие философы, политические деятели в конце 17 века стали активно продвигать идеи либерализма и справедливости.
Одним из крупнейших теоретиков либерализма был Иеремия Бентам (1748-1832), он считал, что общество это сумма отдельных лиц со своими интересами. "Счастье общества", по его мнению, состояло в "безопасности" личности, чести, собственности, состояния. Все что будет вредно для "безопасности" будет запрещено законом и объявлено преступлением.
Еще одним теоретиком либералов стал в 19 веке Бенджамен Констан (1767-1830) его основной идеей стала идея свободы личности. Человек - творец идей, благодаря которым формируются общественные и политические институты, развивается промышленность.
Гражданская свобода, по его мнению, была гораздо важнее политической. Он предложил ограничить власть путем ее разделения.
Реализацией мыслей и идей либералов того времени стала французская "Декларация прав человека и гражданина" 26 августа 1789 года, в первом пункте которой было отражено, что люди рождаются и остаются свободными и равными в правах, общественные отличия могут основываться лишь на соображениях общей пользы.
Можно ли представить себе такое продвижения взглядов о свободе личности, в то время, когда только была свергнута власть монарха, когда еще существовала тень от аристократии как класса.
Пункт 4 Декларации объяснил, что такое свобода. "Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому". Если же что-то приносит вред другому человеку или обществу, то это запрещается законом.
Верховенство закона, вот один из принципов либерализма. Закон же по Декларации это выражение общей воли обществом в целом, в соответствии с п.6 "… Все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его (закона) образовании. Он должен быть равным для всех как в тех случаях, когда он оказывает свое покровительство, так и в тех, когда он карает".
Пункт 9 Декларации так же определял презумпцию невиновности человека.
Одним из самых "драгоценнейших" прав человека в соответствии с Декларацией было признано право на свободу "мыслей и мнений".
Идеи либерализма в начале своего развития дали возможность многим государствам сделать большой скачок в развитии гражданских прав человека и общества, а так же в индустриальном развитии.
Со временем либеральные идеи расширялись, появились различные формы либерализма, внутри течения так же есть противоречия, но в настоящее время эта идеология является ведущей в мире.
Главными критиками либерализма на сегодня являются социалисты, правые этатисты (радикальное проявление фашизма), коммунитаристы, авторитарные режимы, анархисты и демократические социалисты.
Основные достижения либеральной мысли - это личная свобода человека, свобода слова, всеобщие права человека, религиозная терпимость, неприкосновенность личной жизни, частной собственности, свобода рынка, верховенство закона, прозрачность правительства, ограничение на государственную власть, верховенство власти народа, самоопределение нации, просвещённая и разумная государственная политика.
Почему же тогда в нашем государстве термин либерализм является чуть ли не ругательством, ведь все эти идеи декларируются нашим государством и на них опирается наша Конституция?
Однако, многие понимают эти идеи по своему, часть граждан в нашей стране не признают верховенство закона, а свободу личности, воспринимают как право делать что я хочу, "наплевав" на закон и создавая проблемы окружающим.
Свобода частной собственности, тоже под большим вопросом. Может проблема в том, что идеи либерализма несколько извращены и "равные возможности", уже не зависят от личностных качеств человека, а зависят от его близости к власти?
По моему мнению, либеральные ценности в устройстве государства и общества приживаются лишь в развитых обществах, там где большая часть общества образована и способно критически мыслить, и их личная свобода позволяет им быть счастливыми и через собственную реализацию развивать общество. Так как только в развитом обществе главная ценность либерализма "свобода личности" дает возможность ему развиваться, а не порождает в нем хаос и анархию.
Поэтому мне не понятно, почему в нашем обществе, где столько развитых и образованных людей, либерализм подвергается критике?
Конечно, в Греции такого просто не может быть, да и у нас уважающие себя банки не берут за обслуживание, в случае если на карту так деньги ни разу не поступили и картой так никто и не воспользовался.
Но разве либеральные идеи принесли в наше общество только это, защиты всяких меньшинств. И правы ли те, кто так осуждают либерализм, что уже многие либеральные идеи воспринимают как извращенные.
Конечно, в Греции такого просто не может быть, да и у нас уважающие себя банки не берут за обслуживание, в случае если на карту так деньги ни разу не поступили и картой так никто и не воспользовался.
Комментариев нет:
Отправить комментарий