Одно из моих любимых хобби это изучение русской истории. Именно она помогает мне понять русского человека, разобраться, почему мы такие, какие есть. Сейчас я увлекся чтением Истории государства Российского Н.М. Карамзина. Он открыл для меня очень много нового, чего не было в школьной программе. А вот почему не было, мне не совсем понятно. Хотя «белое пятно» о котором я хочу рассказать, связано не только с историей России, но и с православной религией. А так как история России сегодняшнего дня с некоторыми корректировками дошла до нас из времен СССР, периода полного атеизма и отрицания религии. Единственной разрешенной тогда «религией» был коммунизм.
Но почему сейчас, когда религии опять разрешены, современные авторы российской истории князю Михаилу Черниговскому уделили в учебнике по истории для 6 класса всего две строчки, мне не понятно. Ведь его героическая смерть в Орде, за веру православную, ничуть не уступает подвигу Александра Невского, а может даже и превосходит. Кстати о неоднозначном поведении Александра Невского, в отношениях с Ордой, я тоже как-нибудь расскажу. Ведь легко быть героем, когда ты вооружен и за твоей спиной дружина, а вот остаться героем, когда ты один, без оружия, да еще в «стане врага». Вот это, по моему мнению, проявление настоящей силы православного, русского духа.
Вот как этот героический эпизод нашей истории описан российским историком Н.М. Карамзиным:
«...Россия, огорченная смертию Ярослава, почти в то же время сведала ужасные обстоятельства кончины Михаиловой. Узнав, что сын его, Ростислав, принят весьма дружелюбно в Венгрии и что Бела IV, в исполнение прежнего обязательства, наконец выдал за него дочь свою, Михаил вторично поехал туда советоваться с Королем о средствах избавить себя от ига Татарского; но Бела изъявил к нему столь мало уважения и сам Ростислав так холодно встретил отца, что сей Князь с величайшим неудовольствием возвратился в Чернигов, где сановники Ханские переписывали тогда бедный остаток народа и налагали на всех людей дань поголовную, от земледельца до Боярина. Они велели Михаилу ехать в Орду. Надлежало покориться необходимости. Приняв от Духовника благословение и запасные Святые Дары, — ободренный, утешенный его Христианскими наставлениями, он с Вельможею Феодором и с юным внуком, Борисом Васильковичем Ростовским, прибыл в стан к Моголам и хотел уже вступить в шатер Батыев; но волхвы, или жрецы сих язычников, блюстители древних суеверных обрядов, требовали, чтобы он шел сквозь разложенный перед ставкою священный огнь и поклонился их кумирам. «Нет! — сказал Михаил: — я могу поклониться Царю вашему, ибо Небо вручило ему судьбу Государств земных; но Христианин не служит ни огню, ни глухим идолам». Услышав о том, свирепый Батый объявил ему чрез своего Вельможу, именем Эльдега, что должно повиноваться или умереть. «Да будет!» — ответствовал Князь; вынув Запасные Дары, вместе с любимцем своим, Феодором, причастился Святых Таин и, пылая ревностию Христианских мучеников, пел громогласно святые Псалмы Давидовы. Напрасно юный Борис хотел его смягчить молением и слезами; напрасно Вельможи Ростовские брали на себя грех и торжественное покаяние, если Михаил исполнит волю Батыеву, следуя примеру других Князей наших. «Для вас не погублю души, — говорил он и, свергнув с себя мантию Княжескую, примолвил: — Возьмите славу мира; хочу Небесной». По данному знаку убийцы бросились, как тигры, на Михаила, били его в сердце, топтали ногами: Бояре Российские безмолвствовали от ужаса. Один Феодор стоял покойно и с веселым лицом ободрял терзаемого Князя, говоря, что он умирает, как должно Христианину; что муки земные непродолжительны, а награда Небесная бесконечна. Желая, может быть, прекратить Михаилово страдание, какой-то отступник Веры Христианской, именем Доман, житель Путивля, отсек ему голову и слышал последние, тихо произнесенные им слова: Христианин есмь! Пишут, что сам Батый, удивляясь твердости сего несчастного Князя, назвал его великим мужем. Боярин Феодор приял также венец Мученика и доказал, что он, утешая Михаила, не лицемерил: ибо, раздираемый на части варварами, славил благость Небесную и свою долю. Тела их, поверженные на снедение псам, были сохранены усердием Россиян; а Церковь признала Святыми и великодушного Князя и верного слугу его, которые, не имев сил одолеть Моголов в битве, редкою твердостию доказали по крайней мере чудесную силу Христианства...».
Вместо эпилога.
Чуть больше года назад, я посмотрел исторический фильм «Викинг», о князе Владимире – крестителе Руси. Фильм мне понравился. Но если бы какой-нибудь талантливый режиссёр решил бы снять исторический фильм о героической и мученической смерти Михаила Черниговского. То я, думаю, что этот фильм по своей духовной и воспитательной силе, во многом бы превзошел, фильм «Викинг».
Комментариев нет:
Отправить комментарий