вторник, 18 июля 2017 г.

Адаптация в эмиграции

По поводу психологической адаптации к стране, куда эмигрирует человек, написано очень много статей. Существует множество форумов, которые позволяют оказать соотечественникам поддержку.  Мне хочется рассказать о себе. Конечно, я еще не достаточно живу в этой стране, чтобы выделить все этапы психологической адаптации, но я решил провести некоторое наблюдение над собой и честно рассказать, что же со мной происходит.




Итак, начну с того, что психологами было определено, что успех адаптации в чужой стране очень сильно зависит от психологической структуры личности и вытекающие из нее формы психической активности.  Они выделили основные критерии :  

1) уровень профессионально-образовательный; 

2) уровень тревожности ; 

3) наличие поддерживающих структур; 

4) уровень коммуникативного потенциала;  

5) степень выраженности интеллектуально-волевого комплекса; 

6) трудоспособность; 

7) устойчивость к нервно-психическим нагрузкам; 

8) креативность мышления; 

9) способность к изучению иностранных языков. 

В зависимости от наличия или отсутствия  определенных качеств или от уровня их развития у человека появляется шанс не просто адаптироваться к эмиграции, а стать успешным в новой стране. 

Психологами была определена связь между сроком адаптации человека и его возрастом. 

Формула такая, возраст человека деленный на 4. Следовательно, чем моложе человек, тем быстрее и во многом легче происходит адаптация.  У пожилых людей адаптация так может и не наступить. 

Многие сравнивают эмиграцию  с новым рождением, в этом есть определенный смысл. Человеку приходится учиться всему заново: изучать язык общения, среду обитания и правила сосуществования в новом обществе. Поэтому, чем меньше багаж жизненного опыта, тем легче.  Мне 18/4=4,5 года. Итак, срок моей адаптации должен пройти в районе 4,5 лет. 

Неизбежно человек проходит несколько этапов. Эти этапы были определены известным американским психологом Г. Триандиса, и образуют так называемую U-кривую, а вот от развития уровня критериев психологической структуры личности будет зависеть - это U или   ͜   , и это тоже наверное зависит от возраста. Итак, этапы: 

1. Фаза эйфории (медовый месяц):  это  период у меня прошел сразу, так как я много лет ездил отдыхать в Грецию на довольно продолжительное время 2-3 месяца, поэтому кроме эйфории уже имел и другие чувства. "Первое время эмигрант абсолютно не меняет своего поведения, не предпринимает никакой активности в построении планов". Это точно не про меня, я уже приехал с конкретными планами, поэтому активно стал учить язык, тем более что уже поступил в Университет.   "Наблюдается эйфорическое состояние, и в психологическом восприятии новой жизни доминируют исключительно эмоции". На мой взгляд, данная фаза характерна для людей, которые никогда не были за границей или никогда не были в стране, которую они выбрали для эмиграции или были там очень кратковременно, однако, много читали о ней идеалистических статей и вначале нашли некоторое подтверждение своим идеальным представлениям. 

2. «Туристическая» фаза. Странное название, конечно, так как  обычно турист не воспринимает себя частью социального окружения страны,  которой он путешествует, он скорее наблюдатель. "В этот момент у человека происходит осознание ситуации, ее осмысление и восприятие себя, как части нового социального окружения". Именно на этой стадии  "среда начинает производить свое отрицательное влияние. Эмигрант нередко рискует столкнуться с непониманием, а то и вовсе может быть отвергнутым в каких-то ситуациях". Никогда не думал, что самой обидной ситуацией, в данных условиях становиться намеренное "непонимание" тебя, твоего иностранного языка. Например, ты меряешь в магазине обувь и просишь продавца принести 42 размер обуви, медленно повторяешь несколько раз, а в ответ: " Я не понимаю, что Вы говорите". 

3. Ориентационная фаза. "После первых двух стадий наступает фаза, когда эмигранту приходится детально разбираться в тонкостях взаимоотношений (социальных, политических, экономических, бюрократических) внутри общества, в котором он оказался. Это фаза ориентации, когда личность человека требует расширения своего социального пространства.  Данный процесс не прост и отличается большой отдачей душевных и физических сил. К тому же, возникают постоянные проблемы из-за несоответствия желаемого и реальности. 

Естественно, все это не проходит даром и человек погружается в почти перманентное состояние стресса. Ориентационная фаза является «критической точкой».  Наступает момент, когда ты вдруг осознаешь, что тебя пытаются обмануть, пользуясь твоим незнанием языка, обычаев делового оборота или законов. Этот момент очень сильно подтачивает твои силы, приносит разочарование, которое перемешивается с  тоской по дому, с отсутствием привычных условий жизни. Ну а свойство человеческой натуры" быстро забывать все плохое" добавляет  "масло в огонь". Так сразу меркнут аргументы, которые выступали основным стимулом покинуть родину, а те небольшие недоразумения, которые происходят в твой жизни в новой стране становятся непреодолимые препятствие для дальнейшего пребывания здесь. 

Более того доходит до смешного, в один из тоскливых моментов я разговаривал со своей семьей по скайпу и заявляю: "Здесь слишком тепло, на дворе январь, мой организм привык, что в это время должно быть холодно, а на улице +18, все гуляют, а я не люблю гулять, я хочу сидеть дома, зная, что на улице холодно." Сейчас вспоминаю эту фразу и мне смешно, ведь это одно из самых замечательных преимуществ Греции, прекрасный климат, но нет в данный момент и это не является благом. 

Сегодня как мне кажется, я нахожусь на третьей стадии, пока действительно тяжело видеть свет в конце туннеля. Хотя у меня есть цель и даже возможности ее реализации.   Когда начинаешь встречать какой-то негатив, от одиночных представителей нового сообщества, психологически раздуваешь это отношение в разы, тебе кажется, что каждый тебя здесь ненавидит. А на самом деле большинство людей это очень хорошие люди, которые стараются помочь. Сегодня для меня в Греции есть два раздражителя, которые появились у меня после ориентационной фазы (если Вы обратите внимание на мои предыдущие статьи, там я это оправдывал): 

1. неторопливый образ жизни, когда простое бюрократическое действие может растянуться на месяц и это никого не напрягает. Когда ты турист, и ты отдыхаешь, то ты сам ведешь неторопливый образ жизни, и это тебя не трогает, но когда ты уже живешь и от таких проволочек можешь потерять деньги, вот тогда и происходит прозрение; 

2. своеобразный взгляд на трудовую деятельность, многие представители молодежи, с которыми я общался, видят идеал своей жизни в сдаче в аренду недвижимости и существование за счет нее и поэтому, когда жизнь заставляет работать при отсутствии желания, то результат отражается на деятельности всего государства. 

Но Вы заметили, что я уже думаю о перспективах Греции? Конечно, это некое обобщенное мнение и тенденция, есть и довольно трудолюбивые люди, которые тоже недовольны таким подходом к делам, но это тот самый менталитет, к которому необходимо приспосабливаться. Есть еще два этапа: 

4. Депрессивная фаза: "Количественное накопление негативного опыта перетекает в качественное состояние – фазу депрессии. Вне зависимости от психотипа человека, его подготовленности и умения преодолевать трудности, через депрессивную фазу проходит каждый иммигрант. Разница лишь в длительности этого этапа. Как правило, в конце этой стадии депрессию сменяют оптимизм и подъем жизненных сил"; 

5. Деятельная фаза: "Чем более активен и социально адаптирован человек, тем быстрее он выйдет на очередной этап взаимоотношений с новым обществом. А непосредственно самореализация эмигранта, вступившего в эту фазу, может происходить различными способами. Одни расширяют круг общения, другие вкладывают энергию в трудовую деятельность, третьи – в познание и т.п.", я пока на пути к ним и потом обязательно расскажу, как я преодолевал их. 

Данная адаптация неотвратима, как ОРВИ, которым болеет каждый человек, но определение этих этапов  в виде U-графика дает надежду на лучшее, после падения луч идет вверх. Многие уже прошли эту адаптацию, многие так и не справились, главное, что они честно об этом рассказывают. 

Может кто-то из Вас тоже проходил эти стадии или проходит? Делитесь впечатлениями)

Комментариев нет:

Отправить комментарий