Общение врача с
пациентом является одной из главных частей врачебного искусства, можно даже
сказать, что оно является вторым столбом (первый – теоретическая подготовка врача),
на котором базируется врачебная деятельность.
Врач, несомненно, должен обладать
знаниями, но он также должен уметь наладить контакт с пациентом, чтобы не
только применить свои знания на деле, но и для того, чтобы процесс выздоровления пациента пошел быстрее.
В большинстве случаев врачи так углубляются в определение диагноза и выбора
подходящего лечения, что забывают о важности общения с пациентом и его
окружением.
Как правило,
пациент, который попадает к врачу, находится в самой сложной или одной из самых
сложных ситуаций в его жизни, поэтому задача врача, во-первых, его успокоить, а
во-вторых, объяснить, в чём проблема и как можно её решить.
Следует отметить,
что взаимосвязь между пациентом и доктором неравная, потому что пациент всегда находится
в подчинённом положении в сравнении с врачом, из-за отсутствия знаний и наличии
проблемы, которая его беспокоит. Задача врача, который занимает доминантное
положение в этой двусторонней связи, успокоить больного, выслушать его, а после
этого разработать план по решению его проблемы и понятными словами донести ему
этот план. Нередко бывает так, что общение с пациентом даёт ещё и
дополнительный набор знаний, для более точной постановки диагноза, ведь не
секрет, что многие заболевания имеют схожие симптомы и лишь подробный опрос
позволяет докопаться до истины.
Общения врача и
пациента включает не только вербальное, но и невербальное, которое является не
менее важным, так как оно сопровождается повышенным моральным удовлетворением
пациентов и их повышенным соблюдением врачебных указаний. Невербальное общение
в сущности своей состоит из улыбок и выражений лица доктора, а также из
поддержания зрительного контакта больного и врача, из осанки, движений головы, а также жестов
врача.
В общих чертах цель невербального
общения - это помочь пациенту чувствовать себя комфортно, донести
заинтересованность в решении его проблемы и, создать атмосферу доверия между
врачом и пациентом. Конечно же, уверенный в своих решениях доктор, будет
вызывать у пациента веру в скорейшее выздоровление, а как доказано уже веками
врачебной практики: вера пациента в свое
выздоровление это большой процент успеха в его лечении.
Краеугольным
камнем всего выше перечисленного является чувство сопереживания врача к своему
пациенту, другими словами его умение поставить себя на его место. Сопереживание
– это умение воспринимать чувства и нужды другого человека. За многие столетия
медицинской практики было доказано, что врачи, проявляющие сопереживания к
своим больным, имеют повышенную результативность в своих действиях. До сих пор идут споры, что же всё-таки такое
сопереживание, врождённое качество или приобретённое умение, в любом случае его
наличие просто необходимо врачу для выполнения своей нелёгкой работы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий